Версия для слабовидящих
ГБУСО КО "Социальный приют "Берег надежды"

Подростковая манипуляция в период школьного обучения

22 сентября 2020

Подростковая манипуляция в период школьного обучения

Подростковая манипуляция в период школьного обучения

Если человек не умеет управлять собой,

Им начинаю управлять другие

Х. Алиев

Манипулятором называют человека, который относится к себе и другим как к объектам, «вещам», подлежащим использованию и контролю, о которых нужно много знать, чтобы уметь на них воздействовать.

Манипулятивное поведение – это психологическое воздействие на собеседника, имеющее скрытую цель: добиться выгодного для манипулятора поведения.

Типичными манипуляциями подростков в школе чаще выступают следующие:

- Екатерина Петровна, я не могу-у-у, я так уста-а-ал!

- А Любовь Ивановна нам столько никогда не задавала!

- Мама мне сказала, что это дурацкое задание.

- У меня так болит голова!

- Елена Петровна, вы у нас – самая лучшая, а на истории нам так не интересно

- А мой папа так не считает…

- Что я такого сделал?!

- Это не я!

Чувства взрослых, которыми манипулируют ученики: жалость, вина, страх оказаться некомпетентным, непризнанным, бесчеловечным, страх потерять авторитет и т.д.

Важно помнить, что «искусство» манипуляции не дается ребенку от рождения, эта способность приобретается в процессе взаимодействия с окружающим миром: сначала в семье, среди родных, потом в детском саду и школе.

Как реагировать на манипуляцию?

Предварительный этап. Подумать, кто, как именно, с какой целью вами чаще всего манипулирует. При манипуляции всегда чувствуется дискомфорт, как будто с вами обошлись как с вещью. На манипуляцию трудно прореагировать прямо, обычно – нечего сказать. Растерянность в первый момент. Например, «Ты же девочка!» или «Кроме Вас, Ирина Петровна, с этим классом никто не справится».

На этом этапе необходимо понять, какие из ваших чувств использует манипулятор в своих целях. Проработав* свою вину, страхи, жалость, зависть, стыд и др. вы можете стать практически неуязвимы для манипуляции.

Актуальный этап (как реагировать непосредственно). Если есть возможность – взять паузу, чтобы разобраться с вопросами предварительного этапа. Понять, хотите ли вы поддаться на манипуляцию и сделать то, что хочет собеседник. Если для вас важно не поддаться – необходимо обозначить свои психологические границы или прояснить скрытые намерения.

Пример.

- А Любовь Ивановна нам столько никогда не задавала!

- Верю. Но у меня свое видение того, как должен проходить процесс вашего обучения моему предмету.

- Екатерина Петровна, я не могу-у-у, я так уста-а-ал!

- Сочувствую (принимаете чувства собеседника). Тяжело заниматься в конце четверти (на последнем уроке, перед каникулами), но урок еще не окончен, и тебе придется собраться с силами (обозначаете свою позицию, ставите границы).

Важно понимать, что реакция на манипуляцию не должна унижать или «давить» на чувства, иначе это будет ответной манипуляцией.

Принятие чувств собеседника и обозначение своей позиции учит ребенка более адекватно видеть границы других людей (принимать правила), отвечать за свои поступки, сохраняя дальнейший интерес к взаимодействию.

*Проработать– означает научиться относится к данной эмоции как к опыту, эмоционально нейтрально.

Психолог Марченко Е.А.

Дата создания: 22-09-2020
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: