Версия для слабовидящих
ГБУСО КО "Социальный приют "Берег надежды"

Как помочь семье и ребенку пройти переходный возраст

8 апреля 2020

Перечень обсуждаемых вопросов:

— подростковый кризис: почему он происходит, что характерно для этого возраста, какие физиологические и психические изменения происходят в организме ребенка в подростковом возрасте;

— каждодневные сложности современных родителей: как заставить его учиться? до какой степени следует настаивать на дисциплине, как выдерживать атаки и устанавливать границы? как оторвать подростка от компьютера?  что делать, когда ребенок хамит? как быть, если он врет/ворует/дома не ночует? а если он ничего не хочет и вообще не идет на контакт?

Никого не может оставить равнодушным воспитание детей в семьях, находящихся в социально опасном положении: утрачивается значительное число семейно – нравственных традиций, меняется отношение родителей к детям и, в конечном итоге, разрушается микросоциум семьи. Постепенно семья, находящаяся в социально опасном положении, обретает статус асоциальной семьи. В такой семье, родители, «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными осуществлять свои права надлежащим образом, фактически бросая своих детей на произвол судьбы. Статистика свидетельствует, что за последние годы наблюдается рост количества семей, попадающих в социально опасное положение, среди них нередко встречаются и многодетные семьи. На это повлияли объективные факторы, в частности низкий уровень жизни, «хроническая» безработица, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств. Вступив на такой путь, семья деградирует в социальном и моральном плане, обрекая на такое же существование и детей. Не удивительно, что дети уходят из дома, большую часть времени проводят на улице, тем самым пополняют асоциальные группы.

Таким образом, в работе с семьей необходимо стремиться максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, разъяснять внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

принимать активное участие в жизни семьи;

всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

уважать право ребенка на собственное мнение;

уметь сдерживать собственнические инстинкты и относится к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же как дети с «комплексами», «забитые» или «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

Семейное неблагополучие – одна из самых актуальных, тревожных и волнующих проблем. Общество кровно заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье. Это обусловлено тем, что семья играет важную роль в укреплении здоровья и воспитании подрастающих поколений, обеспечении экономического и социального прогресса общества.

Следовательно, микросреда семьи и семейное воспитание влияют на формирование личности человека. От уровня общей  и психолого-педагогической культуры родителей, их жизненной позиции, их отношения к ребенку и имеющимся у него проблемам, от степени участия родителей в коррекционном процессе во многом зависит эмоциональное состояние ребенка. 

Поэтому многие трудности ребенка, должны решаться через призму семейных отношений: изменяя семейную ситуацию, корректируя, прежде всего отношение к ребенку, мы разрешим его проблему, исправим характерологические отклонения.

Практическая работа с семьей выстраивается в соответствии с выявленными проблемами и направлена на устранение причин их возникновения. После проведения социальной диагностики разрабатывается индивидуальная программа или план работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, определяются цели и задачи, формы и методы работы, определяются сроки проведения конкретных мероприятий. Опыт работы отделения  показал, что отличительной чертой семьи, находящейся в социально опасном положении, является то, что первопричины социальной дезадаптации несовершеннолетних кроются в проблемах семьи в целом. С учетом этого обстоятельства практическая работа специалиста по преодолению социальной дезадаптации несовершеннолетних будет неразрывно связана с деятельностью, направленной на изменение ситуации в его семье.

При проведении патронажа специалист должен быть в хорошем настроении, всем своим поведением проявлять интерес ко всему, чем живет подросток и его семья, уважение ко всем ее членам, какими бы они на самом деле ни были, готовность к контактам с ними. Специалист не должен осуждать или критиковать; свое несогласие ему лучше выражать мягко, допуская возможность существования другого мнения. При этом нужно находить для себя способы получить в непринужденном разговоре ответы на все поставленные вопросы; следует давать советы в доброжелательном тоне, чтобы при расставании у клиентов осталось приятное ощущение того, что общий язык найден. Закрепить такое впечатление помогает положительный отзыв, высказывание о семье при встрече.

Вид социального сопровождения  клиентов  и групп риска, преимущественно на дому, заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении, оказании гражданам необходимой поддержки. Во время патронажа специалист посещает квартиру, обследует жилищно-бытовые условия, знакомится с семьей, родственниками, наблюдает за семьей в обычной домашней обстановке , исследует ее психологический климат, обстановку, в которой живут дети. Уловить психоэмоциональную атмосферу , царящую в семье, можно только в привычной для нее обстановке.

Дата создания: 08-04-2020
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: